ИА «Вода живая»: Социальная очередь: новый формат взаимодействия с городом

Пребывание в Санкт-Петербурге мощей святителя Николая — событие городской важности. Тысячи людей пришли приложиться к мощам в Александро-Невскую лавру. Максимальное время ожидания в очереди приблизилось к московскому и составило девять часов. Но в городе немало людей, которым многочасовое стояние не под силу, а помощь святителя, тем не менее, очень нужна. Для них была организована социальная очередь. Как она функционировала, какие были сложности, какие вопросы удалось решить — об этом мы говорим с ответственным секретарем епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Андреем Ярошем.

В беседе с корреспондентом ИА «Вода живая» Андрей Ярош рассказал, что у мощей централизованно побывали все подведомственные учреждения городского комитета по социальной политике; практически все приходы привезли окормляемых инвалидов. В этом году город пошел на уступки епархии: благодаря хлопотам председателя ОЦБСС протоиерея Николая Брындина для желающих приложиться к мощам людей с ограниченными возможностями появилась услуга социального такси.

«Мощи стали абсолютно доступным объектом для всех категорий граждан. Раньше это не удавалось сделать никогда, — подчеркивает Андрей. — Правильная организация позволила всем желающим, всем страждущим приехать. Были организованы автобусы от районов — помогали главы районных администраций. Благодаря социальному такси смогли приложиться к мощам одиночные паломники, причем те, кто годами не выходили из дому: вынуждены признать, что у нас в городе с доступной для инвалидов средой дела обстоят не очень хорошо. А тут люди приехали и приложились, и для них это был праздник.

Большое спасибо городу и председателю комитета по социальной политике Александру Ржаненкову. Служба социального такси была организована в рамках городского бюджета, при этом никаких ограничений по количеству обслуживаемых пассажиров не было. Сейчас идут переговоры о том, что поездка в храм будет в перечне услуг социального такси; это планируется на конец осени. И уже есть договоренность, что для поездки на отдельные значительные богослужения – например, патриаршие службы, — льготные категории граждан тоже смогут воспользоваться этой услугой».

На вопрос, что влияет на скорость продвижения паломников в социальной очереди — как известно, 25 июля люди стояли в ней 4,5 часа, — Андрей Ярош объяснил, что поскольку добавились категории людей, имеющих право на социальную очередь, число их в последние дни пребывания мощей значительно увеличилось, поэтому и возникали задержки.

«Приезжает целый автобус колясочников, 150 человек, — объясняет Андрей. — Их разделяют на группы по 20 человек. Паломников с ограниченными возможностями надо высадить из автобуса, оттранспортировать до собора, поднять на паперть, ввезти в собор. Не всегда это получалось быстро. ОЦБСС и отдел по делам молодежи для работы в социальной очереди присылали специально подготовленных людей, прошедших дополнительный инструктаж. Мы всемерно старались оптимизировать процесс, но не всегда это получалось».

На вопрос, в чем состоял дополнительный инструктаж добровольцев в социальной очереди, Андрей ответил, что там необходимо проявлять внимание к каждому человеку.

«Нужно постоянно следить: людям, особенно пожилым, может стать плохо, они могут захотеть пить, в туалет. Необходимо постоянно мониторить ситуацию и знать, что делать в тех или иных случаях. Комитет по социальной политике предоставил несколько колясок: если человек совершенно обессилел, его подвозили к святыне.

Объясняли добровольцам, что при сопровождении паломников надо идти медленно, чтобы не заставлять их бежать. Самих добровольцев должно быть больше, чем в обычной очереди. Конечно, уделяли внимание моральному состоянию очереди: время приложения к святыне – от полутора до двух секунд, паломник должен подготовиться к этому моменту, на это его должно настроить чтение молитв, пение, катехизаторские беседы. Время ожидания дается для того, чтобы человек осознанно подходил к мощам. Если кто-то хочет приложиться без очереди — пожалуйста: в нашем городе во многих храмах есть частицы мощей святителя Николая».

Группы приезжали обычно организованно, предупредив об этом сотрудников отдела (при координационном центре по работе с инвалидами работает колл-центр). Списки относили в штаб по принесению мощей, где их визировали и оповещали все охранные структуры о том, что приедет автобус. Одна группа приехала спонтанно, но ситуацию удалось «разрулить», никаких накладок это не вызвало.

Приезжали к мощам и воспитанники детских социальных учреждений. Детей без ограничений по здоровью — а они не имеют права на социальную очередь — привозили рано утром, чтобы они стояли недолго.

«Главное, что у нас благодаря этому событию — спасибо святителю Николаю! — наладилась коммуникация с органами государственной власти, и никто нам не отказал, — отметил Андрей Ярош. — Теперь мы знаем, к кому обращаться для предоставления информации, чтобы люди посетили то или иное событие. Были наработаны схемы работы со службой социального такси, с районными администрациями, с комплексными центрами социального обслуживания населения, которыми можно будет воспользоваться и в других ситуациях».

ИА «Вода живая»,
27.07.17 

Посещений: (373)